Путешествие на велосипеде: как они это делают?

05.07.2016

Наш друг и региональный менеджер компании Siemens в области обслуживания паротурбинных установок Михаил Белов регулярно зовет нас в путешествия на велосипеде. И с каждым разом остается всё меньше тех, кто активно ему сопротивляется, глядя на невероятно красивые фотографии его маршрутов. Миша рассказал нам, как организовать такое путешествие и как объехать страну с одним рюкзаком.

 — Миша, ты проезжаешь по стране только на велосипеде с единственным рюкзаком, останавливаясь в гостиницах на ночь? 

— Да, Лена, всё верно. Изначальная задача – проехать исключительно на велосипеде весь маршрут, останавливаясь в гостиницах на ночь. Иногда, в случае форс-мажорных обстоятельств, можно проехать часть маршрута на поезде, но причины такой замены должны быть весомыми: травма, стихийное бедствие (сильный дождь, к примеру, – не причина), полное отсутствие дорожного покрытия, ремонт дороги. Был пример из моего четвёртого велотура: часть пути в Швейцарии мы проехали на поезде из-за строительства Готардского базисного тоннеля (открыт 1 июня 2016 года). Но в целом стараюсь эту опцию не использовать.

По рюкзаку – да, при мне только один рюкзак, чемодан с собой не повезешь, поэтому стараюсь все необходимые вещи уместить за плечами.

Для тех, кто не хочет ничего тащить за плечами, есть альтернативный вариант – сумка-штаны. Такая сумка крепится на багажник и может вмещать даже большее количество вещей.

FullSizeRender-18

— Чем тебя привлекает такой формат?

— Прежде всего тем, что ты успеваешь насладиться живописными видами по пути следования, в отличие, например, от автомобильного путешествия, где нет возможности останавливаться часто и в любых местах, да и скорость не позволяет любоваться пейзажами: ты успеваешь посмотреть только города в точках А и Б, а всё что между ними – лишь мелькает перед глазами на большой скорости. Ну и конечно, в Европе стараются прокладывать веломаршруты по более живописным местах, чем те, по которыми проходят скоростные автомагистрали.

FullSizeRender-12

— Какие страны ты уже обкатал?

— Изъездил практически всю Швейцарию (в том числе с севера на юг и с востока на запад), был в Германии, Франции, Лихтенштейне. Третий велопоход проходил по балканским странам: Боснии и Герцеговине, Хорватии, Черногории и Албании, пятый проходил полностью в Австрии.

FullSizeRender-11

— Сколько в среднем весит твой рюкзак?

— Поехав в первый раз, набрал очень много вещей (более половины просто не понадобилось), в тот раз мой рюкзак весил аж 16 кг! К пятому велотуру масса моего рюкзака с вещами уменьшилась до 6 кг. С опытом понимаешь, какие вещи реально могут пригодиться, а какие – нет, и последние уже просто не берёшь в следующий раз. Езжу со специальным рюкзаком для длительных велопоходов по Альпам на 30 литров, у него даже слово есть в названии — «трансальпийский».

FullSizeRender-9

— Как ты находишь единомышленников?

— Сначала опрашиваю «ближний круг», потом «кидаю клич» на фейсбуке. Люди, путешествовавшие со мной единожды, в большинстве случаев желают повторить такой опыт. Ездил в составе групп из двух – пяти человек. Идеальный размер по мне – четверо велосипедистов.

FullSizeRender-5

— Соглашаются ли девочки на такое? И намного ли тяжелее их рюкзаки?

— Девочки и не на такое соглашаются иногда! Надо просто уметь «продать» свой «продукт», а когда тебе нравится этим заниматься, это совсем несложно. С девочками ездил два раза, в том числе в сложнейший велотур по Балканам. Показали они себя с самой лучшей стороны. Бояться этого не надо, ничего сложного в таких поездках нет при должном подходе.

FullSizeRender-3

— Сколько километров вы проезжаете за день и за всё путешествие?

— Зависит от состава группы. Я стараюсь планировать маршрут, исходя из общего уровня подготовки членов велопохода. Ну и ещё надо понимать, что не всегда километраж отражает реальную сложность маршрута: всё-таки значительная часть маршрута обычно проходит в горной местности (Альпы, Балканы) – ты можешь проехать 100 км по «плоскачу», и это будет легче, чем 30 км по серпантину. В среднем мы проезжали по 60 км в день до австрийского тура (там было в среднем – 100). Общий километраж – 500 – 850 километров.

FullSizeRender-7

— Что самое сложное в таком путешествии? 

— Соблюдать баланс: ты должен ехать достаточно быстро, чтобы проехать весь запланированный путь до следующей точки ночёвки, и достаточно медленно, чтобы насладиться красотами по пути.

FullSizeRender-13

— Нужна ли особая подготовка?

— В большинстве случаев – нет, но с каждым разом я усложняю рельеф и удлиняю километраж. Поэтому в Австрию поехали только подготовленные люди. Всегда можно разработать маршрут с учётом физической формы всех участников.

FullSizeRender-17

— Как ты выбираешь маршруты?

— В своё время я попал на немецкий велосайт, и оттуда черпал вдохновение. Я сразу выбрал Швейцарию для своего первого велопохода (и не прогадал – в этой стране лучшая велоинфраструктура и навигация из всех стран, где я был). Критериев несколько: желательно (хотя и необязательно), чтобы маршрут был замкнутым, чтобы прилетать и вылетать из одного аэропорта, наличие красивых мест по маршруту (обязательно горы, смотрю по фотографиям в google), развитая инфраструктура и гостиничная сеть.

FullSizeRender

— Как организовать такое путешествие? Какие страны ты рекомендуешь? Как выбрать живописный маршрут? Что брать с собой?

— В целом, можно смело выбирать любую горную страну – гарантирует разнообразие ландшафтов и рельефа. Рекомендую Германию, Австрию и, конечно, Швейцарию. Также интересно и невероятно красиво и очень дружелюбные люди в Боснии и Герцеговине, но вот инфраструктура подкачала… Живописный маршрут советую выбирать по google-картам, можно ориентироваться на дороги, проходящие по национальным паркам и заповедникам, таких в Европе немало. С собой: портативную зарядку для телефона, непромокаемый рюкзак, ремкомплект, запасные камеры, аптечка, шлем, фонарик, дождевик, солнцезащитный крем и фляга для воды. Также желательно приобрести контактные педали и специальную обувь для них. Наверное, что-то забыл!

FullSizeRender-16

— Какой нужен велосипед для таких путешествий?

Подойдёт горный (хардтейл или двухподвес), шоссейный или циклокроссовый. На последнем типе я и езжу, раньше ездил на горном. Чем легче велосипед, тем лучше, при прочих равных условиях. Ну и навесное оборудование должно быть, как минимум, не начального уровня, чтобы не сломалось по пути.

FullSizeRender-8

— Чему ты научился на своем горьком опыте во время велотуров? 

Не брать лишние вещи, максимально защищаться от дождя (к примеру, упаковывать вещи в рюкзаке в целлофановые пакеты), использовать солнцезащитный крем, не бронировать отели, в названии которых есть слово или производные от слова «горный», если не удаётся определить их точное местоположение.

FullSizeRender-4

— Какие страны в планах?

Средняя Азия (в первую очередь, Киргизия и Таджикистан), Южная Америка, Франция, Германия, снова Швейцария (несколько кантонов остались мной ещё не охваченными). Тянет в горы!